Цитаты со словом «завет»
Она признательность и удивленье Прочла во взоре милом, и в томленье Нетерпеливой страсти обвила Желанного, и к персям привлекла, И лепетала старое преданье Любви (любовь стара, как мирозданье; Но кто пришел и кто придет на свет, Приходит обновить ее завет ): Как юный вождь — сменилось много лун С тех дней — нырнул близ этих скал в бурун, Гонясь за черепахой, всплыл в пещере И так обрел подводной тайны двери; Как после, брань ведя, здесь от врагов Скрывал он деву ближних берегов, Дочь недруга, спасенную для плена Дружиной князя; как настала смена Кровавых дней, — и вождь, собрав свой клан У скал заветных, прыгнул
Остров, или Христиан и его товарищи, (Вячеслав Иванович Иванов, Джордж Гордон Байрон), [1981]
На основании этого последнего показания, прочитанного в присутствии Сената, 24 июня, Верховный суд постановил: «Мы, нижеподписавшиеся, министры, сенаторы, и воинского, и гражданского стану чины, по здравому рассуждению и по христианской совести, по заповедям Божиим Ветхого и Нового Заветов , по священным писаниям святого Евангелия и Апостол, канонов и правил соборов святых отец и церковных учителей, по статьям римских и греческих цесарей и прочих государей христианских, також по правам всероссийским, единогласно и без всякого прекословия, согласились и приговорили, что он, царевич Алексей, за умысел бунтовный против отца и государя своего и намеренный из давних лет подыск и произыскивание к престолу
Петр и Алексей, (Дмитрий Сергеевич Мережковский), [1905]
Когда речь идет об иудаизме, который владычествует в обеих камерах, который Бисмарку приходится терпеть, хотя с виду он как будто и пользуется им, который направляет преподавание в университетах и гимназиях, заменяет у женщин руководителей совести XVII и XVIII веков, царствует на бирже, подкупает и вдохновляет большую часть журналов – само собой разумеется, дело здесь не в Ветхом завете и не в национальности, возведенной на степень избранного племени, Это нечто неосязаемое и неуловимое в целом, это экстракт из всех элементов, в основе своей враждебных нравственному и социальному порядку, сложившемуся на христианских началах.
Еврейский вопрос / Необыкновенная история, (Иван Александрович Гончаров, Иван Сергеевич Аксаков), [2001]
Если бы мы только держались твердо того правила, чтобы, соединяясь с каждым человеком в том, в чем мы согласны, не требовать от него согласия с тем, с чем он не согласен, и просили бы его не требовать того же от нас, то мы никогда и не нарушили бы главного завета Христа — единения, и были бы, не произнося слова Христос, гораздо более христианами, чем если бы мы какими бы то ни было средствами заставили людей сказать, что они поверили в Христа и разные догматы, в которые они не поверили.
ПСС. Том 43. На каждый день. Часть 1, (Лев Николаевич Толстой), [1929]
Бой ужасный, грудь на грудь, Тут начался; и, наконец, спасаясь, Вкруг скинии, во внутренней ограде Столпились мы, отчаянный, последний Израиля остаток… Тут увидел Я несказанное: под святотатной Рукою скиния открылась, стало Нам видимо невиданное оку Дотоль – ковчег завета … В этот миг Храм запылал, и в скинию пожар Ворвался… Мы, весь гибнущий Израиль, И с нами нас губящий враг в единый Слилися крик, одни завыв от горя, А те заликовав от торжества Победы… Вся гора слилася в пламя, И посреди его, как длинный, гору Обвивший змей, чернело войско Рима.
Певец во стане русских воинов: Стихотворения. Баллады. Поэмы, (Василий Андреевич Жуковский), [2008]
Вместе с тем готовность к бескорыстной помощи, объединявшей людей поверх социальных барьеров и сословных границ и укреплявшей их души сознанием самопожертвования, наводила Достоевского на размышления о том, что Россия в будущем сможет сказать миру «великое слово», способное служить «заветом общечеловеческого единения, и уже не в духе личного эгоизма, которым люди и нации искусственно и неестественно единятся теперь в своей цивилизации, из борьбы за существование, положительной наукой определяя свободному духу нравственные границы, в то же время роя друг другу ямы, произнося друг на друга ложь, хулу и клевету».
Дневник писателя, (Федор Михайлович Достоевский), [2006]
Рассказывая историю своей жизни, он подводит нас к тому времени, когда ему исполнилось шестнадцать лет и он начал основательное и философическое изучение литературы: «Летом и осенью я обычно уезжал на недельку в сельскую местность или на побережье Лонг-Айленда, там, на природе, я проштудировал Ветхий и Новый завет , проглотил (наверняка с большей пользой, чем если бы читал в библиотеке или у себя в комнате) Шекспира, Оссиана, лучшие переводы Гомера, Эсхила, Софокла, древнегерманские сказания о Нибелунгах, древнеиндийские поэмы и еще пару шедевров, среди них Данте.
Собрание сочинений в трех томах. Том третий, (Михаил Алексеевич Кузмин, Эллис, П. Потемкин, Ирина Денисовна Копостинская, Федор Сологуб, Оскар Уайлд), [2003]
Там Ахиллесу явилась душа несчастливца Патрокла, Призрак, величием с ним и очами прекрасными сходный; Та ж и одежда и голос тот самый, сердцу знакомый… Тень Патрокла умоляет Ахилла о погребении и о том еще, когда придет час Ахилла, то чтоб кости их покоились в одной урне… Ахилл отвечает возлюбленной тени радостною готовностию совершить ее «заветы крепкие» и молит ее приблизиться к нему для дружного объятия… Рек, и жадные руки любимца обнять распростер он; Тщетно: душа Менетида, пак облако дыма, сквозь землю С воем ушла.
Статьи, (Виссарион Григорьевич Белинский), [1840]
Мало того: суд над ним и над нами есть в то же время суд над всем петербургским периодом русской истории, который продолжал дело Петра, правда, с великими изменами и неудачами, происходившими, главным образом, оттого именно, что, являясь часто в своем бюрократизме — «казенщине», носительницей только мертвой буквы Петровых заветов , государственная власть не имела достаточно мужества, чтобы соединиться с нами, русской интеллигенцией, единственной в России носительницей живого духа тех же заветов Петровых, в нашем стремлении к свободе личности, последнему и драгоценнейшему дару западноевропейской культуры.
Не мир, но меч, (Дмитрий Сергеевич Мережковский), [2000]
Читая, таким образом, не раз, не два, а много раз, как самое писание, так и писанное о нем, я пришел к тому выводу, что всё предание христианское находится в четырех Евангелиях, что книги Ветхого Завета могут служить только объяснением той формы, которую избрало учение Христа, могут лишь затемнить, но никак не объяснить смысл учения Христа; что послания Иоанна, Иакова суть вызванные особенностью случая частные разъяснения учения, что в них можно иногда найти с новой стороны выраженное учение Христа, но ничего нельзя найти нового.
ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884, (Лев Николаевич Толстой), [1957]
Они прямо, в ясных и точных выводах, заявляли, что Россия, вкупе со славянством и во главе его, скажет величайшее слово всему миру, которое тот когда-либо слышал, и что это слово именно будет заветом общечеловеческого единения, и уже не в духе личного эгоизма, которым люди и нации искусственно и неестественно единятся теперь в своей цивилизации, из борьбы за существование, положительной наукой определяя свободному духу нравственные границы, в то же время роя друг другу ямы, произнося друг на друга ложь, хулу и клевету.
Том 14. Дневник писателя 1877, 1880, 1881, (Федор Михайлович Достоевский), [1995]
Да еще снилося многим сквозь крепкий сон, будто вдоль по селу прозвенела колокольцем тройка, а молодым бабам, что спали теперь, исполняя завет Сухого Мартына, на горячих печах, с непривычки всю ночь до утра мерещился огненный змей: обвивал он их своими жаркими кольцами; жег и путал цепким хвостом ноги резвые; туманил глаза, вея на них крыльями, не давал убегать, прилащивал крепкою чарой, медом, расписным пряником и, ударяясь о сыру землю, скидывался от разу стройным молодцом, в картузе с козырьком на лихих кудрях, и
На ножах, (Николай Семенович Лесков), [1870]
Того и другого берет понемножку: немножко робкого буддийского «неделания», вместо слишком смелой евангельской беспечности; немножко практической англосаксонской, дарвиновской борьбы за существование, вместо слишком грозного ветхозаветного «в поте лица твоего ешь хлеб твой», – и получается благоразумная обеспеченность, всеобщая сытость, вроде той, о которой мечтают социал-демократы; получается самая современная, прогрессивная, протестантская, вегетарианская, тепленькая и жиденькая смесь, Ветхий завет , разбавленный Новым, то есть опять-таки нечто «средне-высшее», серединка-на-половинке, ни то ни се, ни рыба ни мясо, вчерашнее подогретое блюдо. «
Л. Толстой и Достоевский, (Дмитрий Сергеевич Мережковский), [1901]
Чтобы Прошлое стало совсем Минувшим, а Новое расцветающим и цветущим, нужна борьба, и во имя этой борьбы Уитман обращается с заветом к Поэту, к каждому человеку, который захотел бы быть красивым, быть во всем своем – Поэтом: – «Вот что ты должен делать: Люби землю и солнце и животных, презирай богатство, давай свою скудную лепту каждому, кто тебя попросит, поддерживай неразумного, заступись за слабого, посвящай, что заработаешь и свою работу, другим, ненавидь угнетателей, не вступай в препирательства о Боге, имей терпенье с людьми
Том 6. Статьи, очерки, путевые заметки, (Константин Дмитриевич Бальмонт), [2010]
Но в самом религиозно-глубоком для них и существенном, есть между ними и общее: та же у обоих «прямота», drittura, по слову Данте; то же бесстрашие в исповедании истины: …Презирая ложь, Скажи бесстрашно людям все, что видишь, — этот завет Качьягвидо, великого Дантова предка, исполнили оба: если бы даже хотели, то не могли бы не сказать правды, хотя бы и в виду костра; та же у обоих «душа мятежная», alma sdegnosa, «дух возмущенный», — начало всех «противлений», «протестантств», в вечном смысле.
Данте, (Дмитрий Сергеевич Мережковский), [1937]
И после видения Каны Галилейской, нового брачного пиршества, где «премудрый Архитриклин воду в вино превращает, в вино радости новой», — Алеша исполнил завет старца Зосимы: «Повергся на землю; не знал, для чего обнимает ее, не давал себе отчета, почему ему так неудержимо хотелось целовать ее, целовать ее всю; но он целовал ее, плача, рыдая и обливая своими слезами, и исступленно клялся любить ее, любить во веки веков… Пал он на землю слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом».
Не мир, но меч, (Дмитрий Сергеевич Мережковский), [2000]
Мы, только мы, в самые последние дни этой культуры начинающие вспоминать забытый смысл ранних Элевзинских и поздних, соприкоснувшихся с христианством, греко-римских таинств Великой Матери, Доброй Богини, Magna Mater, Bona Dea, Кормилицы и «упования рода человеческого», много-грудой Кибелы, Цереры, подземных таинств, в которых тело Богини превращалось в святой хлеб, только мы, услышавшие завет Заратустры-Антихриста: «Братья мои, оставайтесь верными земле» – «bleibt mir treu der Erde» – смутно предчувствуем, какие неизмеримые религиозные возможности заключены в этом действительно пророческом символе.
Л. Толстой и Достоевский, (Дмитрий Сергеевич Мережковский), [1901]
Врываются в их звон орлиные клики и клекоты, возгласы-вскрики сраженных рыцарей, стон бандуры степного кобзаря, веет завет грядущим поколениям, лукавится нежный поцелуй светловолосой девушки, проносится ветер, в котором сияют знамена, проносится ветер иной, шелестящий снегами взметенными и мерзлыми мертвыми травами, над могилой изгнанников, ветер Сибирских пустынь, и снова качаются чаши цветов, согретых светлою весной, и снова взрывается буря, и снова лунная, лунная, светлая, холодная, в холодности ласковая, слышится баллада, рыдание погибшего, проклятие врагам, отреченье от проклятия, благословенье
Том 6. Статьи, очерки, путевые заметки, (Константин Дмитриевич Бальмонт), [2010]
Восхваляя юбиляра, как одного из стойких и энергичных хранителей заветов и носителей идеалов, не погасившего в себе духа, оратор затем говорил обо всем понемногу: о заветах Грановского, об идеалах лучших людей, о науке, о правде в жизни и жизни в правде, об обществах грамотности, юридическом и психологическом, в которых юбиляр работает не покладая рук, об интеллигенции и народе, о литературе, искусстве и поэзии и о любви москвичей к своим избранным людям, как глубокочтимый юбиляр.
Том 7. Рассказы и повести. Жрецы, (Константин Михайлович Станюкович), [1977]
Еще более несчастливо, что это самое единственное место, хотя слабо, но хоть сколько-нибудь подтверждающее слова о трех богах и одном, это самое место, оказывается, по свидетельству богословия, спорным, по единогласному же свидетельству всей ученой критики – подложным: Несправедливо также стараются заподозрить подлинность рассматриваемого нами места, указывая на то, что его нет в некоторых греческих списках Нового Завета и в некоторых переводах, особенно восточных, и на то, что его не употребляли древние отцы церкви, каковы: св.
Исследование догматического богословия, (Лев Николаевич Толстой), [1884]
Человек, верующий в боговдохновенность Ветхого Завета и святость Давида, завещающего на смертном одре убийство старика, оскорбившего его и которого он сам не мог убить, так как был связан клятвою (3-я Книга Царей, глава 2, стих 8), и тому подобные мерзости, которыми полон Ветхий Завет , не может верить в нравственный закон Христа; человек, верующий в учение и проповеди церкви о совместимости с христианством казней, войн, не может уже верить в братство всех людей.
ПСС. Том 28. Царство Божие внутри вас, 1890-1893 гг., (Лев Николаевич Толстой), [1890]
Самое общество», заявлял, например, Петрашевский вслед за Сен-Симоном и Фейербахом на страницах «Карманного словаря иностранных слов», должно стать «практическим осуществлением завета братской любви и общения, оставленного нам спасителем; одним словом, чтоб каждый сознательно полюбил ближнего, как самого себя», Ироническая тема «распростертых объятий» проходит через всю повесть, начиная от намека на «истину насчет распростертых объятий», мерещившуюся отцу Мичулина, и кончая встречей Ивана Самойлыча с «сыном природы», предложившим «соединиться в одни общие объятия».
Том 1. Проза, рецензии, стихотворения 1840-1849, (Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин), [1965]
Вначале в Израильском и Иудейском царстве не отрицалось само бытие других божеств, помимо Яхве, однако «пророки» настаивали на обязательности «договора» («завета »), якобы заключенного между Яхве и израильским племенным союзом; по этому «завету » Яхве обязался будто бы вручить израильским племенам «землю обетованную» в Палестине, а члены племенного союза были за это обязаны поклоняться исключительно одному Яхве, богу «ревнивому», жестокому и свирепому, и выполнять его предначертания, переданные через легендарного Моисея и пророков.
Поэзия и проза Древнего Востока, (Анна Андреевна Ахматова, Соломон Константинович Апт, Сергей Сергеевич Аверинцев, Владимир Казимирович Шилейко, Вячеслав Иванович Иванов, Коллектив авторов), [1973]
Мне написали из Москвы еще лет тридцать тому назад: «Стою в тесной толпе в трамвайном вагоне, кругом улыбающиеся рожи, «народ-богоносец» Достоевского любуется на картинки в журнальчике «Безбожник»: там изображено, как глупые бабы «причащаются», — едят кишки Христа, — изображен Бог Саваоф в пенсне, хмуро читающий что-то Демьяна Бедного…» Вероятно, это был «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», бывшего много лет одним из самых знатных вельмож, богачей и скотоподобных холуев советской Москвы.
Искусство невозможного. Дневники, письма, (Иван Алексеевич Бунин, Галина Николаевна Кузнецова), [2006]
Было ли это принуждение одним из тех несметных и загадочных по своей глупости капризов, которыми, казалось, кто-то неведомый, обладающий большей властью, чем король и пеплерхус вместе взятые, зачем-то бередит верную полузабытым заветам , бедную, ровную, северную жизнь этого «грустного и далекого» острова, или же у обиженного вельможи был свой частный замысел, свой зоркий расчет (воспитание королей почиталось тайной), гадать об этом не приходилось, да и другим был занят необыкновенный студент.
Полное собрание рассказов в одном томе, (Геннадий Александрович Барабтарло, Елена Серафимовна Петрова, Владимир Владимирович Набоков), [2018]
Мы, поэты, За вас, о вас тоскуем вновь, Храня священную любовь, Твердя старинные обеты… И так же прост наш тихий храм, Мы на стенах читаем сроки… Так смейтесь, и не верьте нам, И не читайте наши строки О том, что под землей струи Поют, о том, что бродят светы… Но помни Тютчева заветы Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои… Весна 1911 (6 февраля 1914) Да.
Полное собрание стихотворений, (Александр Александрович Блок), [2018]
О взрывы хохота, вы, как громов раскаты, Средь стен разрушенных звучали нам когда-то, Сквозь золотую рожь, сквозь баррикадный дым Вы отбивали такт отрядам боевым, И славный отзвук ваш услышать довелось нам, Когда со свистом нож по шеям венценосным Скользил… И в скрипе тех тележек, что, ворча, Влачили королей к корзинке палача… Да, смех, ты был для нас заветом и примером, Что нам оставлен был язвительным Вольтером!
Пьер-Жан Беранже. Песни; Огюст Барбье. Стихотворения; Пьер Дюпон. Песни, (Павел Григорьевич Антокольский, Владимир Григорьевич Бенедиктов, Всеволод Александрович Рождественский, Ариадна Сергеевна Эфрон, Александр Иванович Куприн, Анри-Огюст Барбье, Пьер-Жан Беранже, Пьер Дюпон), [1975]
Что между двумя Церквами, прошлой и будущей — той, из которой вышли они или в которой все еще остаются, и той, к которой идут, — зияет для человеческой воли и мысли непереступимая бездна — прерыв; что будущая Единая Вселенская Церковь возможна по религиозному опыту Иоахима Флорского, пророка «Вечного Евангелия», не в христианстве, а в том, что за христианством — не во Втором Завете Сына, а в Третьем Завете Духа?
Лютер, (Дмитрий Сергеевич Мережковский), [1938]
Вот эта-то истинная ненависть, упраздняющая ложную любовь, ложную и слепую привязанность к своему родному, – она-то и есть то самоотречение – не личное только, но и семейное, и родовое, и национальное, за которое вы на меня так восстали, как будто оно выдумано мною или какими-нибудь западниками, а не возвещено и Западу и Востоку в Новом Завете , и возвещено в выражениях гораздо более резких, нежели «самоотречение».
Национальный вопрос в России, (Владимир Сергеевич Соловьев), [2007]
Решительно отмежевавшись даже от чисто внешних связей с народничеством, Гарин и теперь продолжает свою давнюю полемику с ними, полемику, отнюдь не утратившую своего смысла и потому, что народничество не было еще окончательно разбито, хотя позиции его в борьбе с марксизмом значительно пошатнулись, и потому, что прямыми наследниками и продолжателями «ветхого завета либерально-народнической мудрости», идейными противниками марксизма выступили уже в самом начале 900-х годов эсеры.
Том 1. Детство Темы. Гимназисты, (Николай Георгиевич Гарин-Михайловский), [1957]
Цитаты с другими словами
Значение слова «завет»
ЗАВЕ́Т, -а, м. 1. Высок. Наказ, наставление, завещание, данные последователям или потомкам. Выполнять заветы В. И. Ленина. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова завет
Синонимы слова «завет»
Все синонимы слова завет
Сочетаемость слова «завет»
нарушить завет
называется в новом завете
жить по заветам
исполнить завет
заключать завет
Сочетаемость слова завет
Ассоциации к слову «завет»
Все ассоциации к слову завет
Предложения со словом «завет»
Народ Божий — это не готовый и законченный народ, а народ становящийся: постоянно происходит отсечение нарушивших Завет ; человек не в силах соблюдать Завет и нарушает его; постоянно происходит отпадение человека от Завета , а затем его покаяние и возвращение к Завету .
Мелхиседека и источник вечного спасения 5:11— 6:20 Призыв учиться и возрастать в вере 7:1–28 Вечное первосвященство Христа 8:1–13 Ходатай нового завета 9:1 — 10 Ограниченность старого завета 9:11—28 Заслуги Христа в Его смерти и вознесении 10:1 — 18 Преимущества нового завета 10:19—39 Призыв твердо держаться преимуществ нового завета 11:1 — 12:13 Вера и терпение 11:1 —40 Торжество веры 12:1–13 Призыв к стойкости в вере 12:14 — 13:25 Призыв вести
И двинул Авраам шатер, и пошел и поселился у дубравы Мамре, что в Хивроне; и построил там жертвенник Господу» Завет (договор) Господа с Авраамом был следующим: «В этот день заключил Господь завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю Я эту землю, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» По завету Авраам и все его потомки мужского пола должны были совершать обряд обрезания. «
Здесь Гору было сказано: «…плодитесь и размножайтесь и наполняйте Землю… и поставлю Завет мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа и не будет уже потопа на опустошение Земли… Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением (вечного) завета моего Земле…» Тот, кто хотя бы один раз побывал на вершине мыса Айя, даже не зная о великом событии первого завета , тем не менее, обязательно проникался торжественной сутью этого святого, удивительного во всех отношениях места.
Его слова были эхом пророчеств Иеремии, обещавшего, что придет день, когда завет на каменных скрижалях заменится заветом , начертанным на сердцах людей: «Но вот завет , который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом… потому что Я прощу беззакония их и грехов
Предложения со словом завет
Как правильно писать слово «завет»
Как правильно писать слово завет
Карта